что это такое и с чем это «едят» \\ крупноплановые портреты и «проблема обрезанных частей лица»

Очень часто я сталкиваюсь с такими странными «замечаниями» как „что это такое, зачем обрезать модели макушку?“, или что-то из серии „ах, Микаэлла, любите же вы все кастрировать“ и все в таком роде. Я тут не говорю уже о воинствующих критиканах на разных фотосайтах и т.д., которые просто прочитали где-то в книжках для чайников, что „нельзя резать части тела человека“ и … все тут. Да-да, я сама видела такие „полезные книжки“ про такие вещи. Там еще написано что в центре кадра модель располагать тоже… категорически нельзя.

Но не менее часто меня спрашивают и студенты, когда я безбожно кадрирую их работы и отрезаю все лишнее, что они оставляют себе „про запас“, о том… так как же и можно ли… обрезать бедным моделям верх головы, т.е. в простонародье „лоб“ и не „сьедят ли их за это“?

Можно. И даже в 99% случаев обязательно нужно. Но естественно только в крупноплановых работах. По правде говоря, я вот, к примеру, сейчас и не вспомню ни одного крупнопланового портрета, который смотрелся бы гармонично, когда в нем был оставлена верхушка головы, к примеру. Исключением являются конечно сложные мейк-апы и образы, где лоб не является пустым местом, а становится „площадкой“ для красивого узора на лице или, к примеру, изящной диадемы, дополняющей образ. Во всех иных случаях он будет лишним и скорее будет портить Вашу картинку, если Вы начнете пытаться ее анализировать.

Здесь можно было бы начать писать заумной со страшными словами про «золотое сечение», про то что глаза должны располазаться на одной линии, губы на другой и т.д… Но «золотое сечение» — не закон. Это ведь, по сути, некое усредненное определение того как среднестатистический зритель воспринимает изображение.

Давайте лучше проговорим некие тезисы именно о самом восприятии. А начнем с того как, в общем-то, устроено человеческое лицо и что в нем для зрителя, пытающегося воспринять настроение и\или индивидуальные черты портретируемого, важнее всего. Здесь наглядней всего нам помогут, как ни парадоксально, обычные художники карикатуристы. Ведь именно перед ними стоит задача максимальным кол-вом информации показать максимальное кол-во эмоций. Вот известный рисунок гениального Херлуфа Бидструпа (Herluf Bidstrup). На нем прекрасно видно, что для передачи эмоций более чем достаточно просто формы губ, глаз и положения линии бровей, все остальное остается неизменным. Все эти части лица располагаются в нижней его половине.

Herluf_Bidstrup_pic.jpg

вот наглядная картинка:

woman_face.jpg

Т.е. для получения представления об эмоции человека, его настроении и т.д. нам необходима только нижняя его часть, верхняя половина практически никакой полезной для зрителя информации не несет. Таким образом, когда мы кадрируем крупный портрет человека так, что в него входит вся голова, то около 50% кадра становятся неинформативными априори. Мало того у нас сразу появляется дисбаланс — верхняя часть кадра неинформативна и пуста, а нижняя, наоборот — перегружена информацией, что не позволяет нам с комфортом воспринимать полученное изображение.

Не менее важным является фактор „контакта“ со зрителем. Т.е. когда мы снимаем крупноплановый портрет ощущение того что человек находится прямо перед зрителем является доминирующим. Здесь очень важно учитывать, что при варианте кадрирования „со лбом“ первое куда упадет Ваш взгляд … будет как раз таки пустой лоб, а не глаза человека, которые мы всегда ищем при знакомстве в первый раз (посмотрите внимательно на картинку сверху). Это в 90% случаев вызывает ощущение дискомфорта у зрителя, потому как ему подсознательно кажется что он сильно «выше» портретируемого и для того чтобы посмотреть ему „глаза в глаза“ надо наклоняться и т.д.

Но вообще, есть еще очень простое правило на мой взгляд. Это правило симметрии, которое действует для большинства фотографий (особенно если мы говорим не о сюжетных кадрах, а о простом «девушка  + фон». Звучит оно просто, на мой взгляд — „обрезали плотно справо — обрезайте плотно слева; откадрировали плотно снизу — откадрируйте не менее плотно сверху“. Т.е. если уж беретесь резать кадр снизу почти „под шеей“, то и сверху „над бровями“ оставляйте столько же пространства, сколько оставили от нижнего края губ до края кадра.

П.С. отдельная благодарность уходит к [info]podakuni, который в свое время писал нечто аналогичное и у которого я и сохранила эти прекрасные картинки.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Your email is never shared.Обязательные для заполнения поля отмечены *