что это такое и с чем это «едят» \\ жанровый портрет

Ну что же, пусть будет в моей коллекции еще одна заметка из цикла «что это такое». На этот раз посвященная очень сложному и противоречивому жанру «Жанровый Портрет». Жаль конечно что родилась она не из ваших вопросов, которые я предлагала задавать в прошлом посту, а от очередного просмотра новых фотографий на одном модерируемом мной фото.ресурсе, но в принципе, как мне кажется, первопричина не так уж и важна.

Определение «жанровый портрет» до сих пор толкуют по-разному, так и не придя к единому мнению по поводу всех признаков, ему присущих. Причем это одинаково верно как для умных книг по фотографии, так и для массы интернет-статей, заметок и размышлений «на тему» от различных фотографов.
Где-то можно найти что это изображение человека в естественных ему условиях жизни, другие считают, что портрет должен отражать харАктерные особенности человека, его увлечения, бытовую сторону его жизни, третьи абсолютно уверены что жанровый портрет должен показывать прежде всего эмоции человека.

К слову сказать, гораздо меньше путаницы, как это ни парадоксально, возникает с понятием общим, т.е. просто «жанровой фотографии», где давно уже более менее все сошлись в том что основная задача жанровой фотографии — отражение реальности «как она есть». Но, в отличие от репортажа, жанровая фотография не привязана к какому-то конкретному месту или событию: она отражает жизнь целиком, всю ее полноту.
Можно сказать что она как бы отражает реальность такой, какой ее видит фотографирующий, т.е. не просто является запечатление «реальности как таковой», а все же проходит через вполне очевидно заметную призму мировоззрения. Обычно тут и начинается главная путаница, где очень часто жанровую фотографию начинают смешивать с классической документальной, где крайне важно оставить память для потомков о том каким был мир в наше время.

genre_p-850.jpg

Надо понимать что темой «жанровых» снимков преимущественно служит социальная и бытовая среда, а изобразительный материал — люди. Как и многие другие жанры в фотографии, очевидно, что истоки понятия восходят естественно к тому что было задолго до фотографии — к живописи. Поэтому специфика «жанра» в фотографии во многом с ней схожа. Так, в живописи под «жанром» подразумевается изображение сцен из повседневной жизни. К примеру, на полотнах фламандских живописцев ХVII века шумели веселые семейные праздники, кружились в танце крестьяне, бушевали пьяные драки в тавернах. Эти яркие многолюдные сцены были полны кипучей энергии. Наличие сюжета (будь он очевидным действием, или же «подтекстным смыслом»), то есть фиксация фотографом некого процесса или свершающегося действия, — это необходимое условие «жанрового» снимка. Таким образом, немного подумав, можно понять что одинаково верно что «жанровая фотография» может быть как постановочная (режиссура кадра, введение героя в придуманные обстоятельства), так и репортажная (съемка событий, не предполагающих режиссуру и постановку, ибо все это итак происходит). И здесь возникает еще одна путаница, во всяком случае с первым «постановочным» подтипом, где очень часто за «режиссурой» подразумевают просто одевание героев в какие-то определенные костюмы и запихивание их в не менее определенные говорящие «антуражи», забывая о самом главном — эмоциональной составляющей, т.е.важном факторе «верю \ не верю», т.е. об актерских способностях героев своей постановки. Здесь я говорю о том что любая постановка может быть оправдана пока она не выглядит как постановка. Это важный момент.

Но вернемся все же к жанровому портрету. Здесь надо понимать, что он не является прямым продолжением от «жанра». В первую очередь он относится именно к подвиду «портрета», т.е. тому изобразительному жанру, который делает основной опуор при съемке на конкретного человека, т.е. портретируемого, отодвигая все остальное на второй план.

Для начала я процитирую некоторые интересные на мой взгляд определения «жанрового портрета», которые мне встретились в сети:

— Портрет как кино. Человек, органично существующий в неком окружении или ситуации. Портрет с историей за кадром.
— Подвид портрета, однако в данном жанре акцент ставится на антураже или же подтекстной идее, передающейся зрителю через изображение.
— Съемка человека на его рабочем месте или в привычной для него обстановке.

Не могу сказать ни про одно из них что оно не верно или не относится к «жанровому портрету», однако в том виде в котором все определения представлены, понять для себя что же это такое и что стоит туда «пихать», а что не стоит — очень тяжко, на мой взгляд. Слишком уж сильно все зависит от собственного мнения фотографа о том что он «хотел» запечатлить. Ведь мы понимаем что зачастую автор видит куда больше, нежели чем в кадре присутствует, только лишь от того что у него в голове помимо готовой картинки еще есть и понимание того что там должно быть, но вовсе не факт, что оно там и правда есть.
Но и написать четкое длинное определение «жанрового портрета» тоже, пожалуй, не смогу, потому как и правда оно все же сильно зависит от эмоциональной состовляющей снимка, а как описать словами ту эмоцию, которую снимок должен вызывать у… зрителя?

Итак, я просто попытаюсь кратко и четко собрать сейчас в список базовые тезисы, которые «выдерну» из туманных определений «жанра» и «портретной фотографии», чтобы можно было примерно представить что же должно содержаться в «жанровом портрете».

— харАктерные особенности человека и его индивидуальные черты
— настроение и эмоции портретируемого
— изображение человека в естественных ему условиях жизни, помогающее полноценно передать зрителю первые два пункта
— социальная и бытовая среда (передается в большинстве случаев за счет предыдущего пункта, т.е. антуража)
— портретируемый органично существующий в неком окружении или ситуации, т.е. портрет с историей за кадром

По сути, как я люблю говорить студентам у меня на курсе, для меня лично идеальным образцом жанрового портрета, является фотография про „кузнеца в кузнице, который снят в тот момент, когда он кует очередной меч”. Ну или, к примеру, можно вспомнить старые стен. газеты советских времен, с передовиками производства, которых снимали прямо в процессе по команде «Вася, глянь на меня», непосредственно у их станков. Именно такие портреты с лихвой содержат в себе все перечисленные ранее пункты… Ведь согласитесь, такие люди очень харАктерно выглядят, настроение и эмоции в процессе работы у них всегда на лице, естественные условия их жизни и работы настолько говорящие, а профессия так откладывает отпечаток на лице, что не передать социальную и бытовую среду правильно практически невозможно, ну а уж то насколько органично и честно обычно такие люди смотрятся… ту и говорить не приходится.

Дальше, чтобы не растекаться мыслями по древу, я просто покажу вам несколько жанровых портретов, которые я нахожу очень интересными и вполне себе подходящими, как иллюстрации к данной заметке. Все они сняты не мной, авторство конечно же остается за фотографами их снявшими. Кстати, я совершенно намеренно показываю Вам не классику из книг, а то что найдено мной в интернете у современников.

3908958-lg.jpg
2. © Luis Henriques

3924969-lg.jpg
3. © Luis Henriques

3909035-md.jpg
4. © Luis Henriques

b10a91c56dc88bda.jpg
5. © не нашелся…

1926295.jpg
6. © Dima Zverev

190063.jpg
7. © Максим Юлдашев

720775.jpg
8. © DANTIST

Storm_Night_by_dBLe.jpg
9. © dBLe

600629.jpg
10. © DANTIST

484189.jpg
11. © Олег Виденин

480797.jpg
12. © Олег Виденин

128754.jpg
13. © Олег Виденин

4d1ed2bbcb44958042379915b66c463c.jpg
14. © dechobek

186817.jpg
15. © JANGO SE7EN

203247.jpg
16. © DANTIST

718730.jpg
17. © DANTIST


18. © olakala

19. © JANGO SE7EN

В завершении я хочу сказать следующее: по сути совершенно не важно в каком жанре и что вы снимаете, главное чтобы все шло от сердца. Ну а отвечая на вопрос, который мне зачем-то любят задавать в комментариях «ну и нафига Вы все это пишите вообще?»… Пишу, потому что кому-то это важно и интересно. Такие дела. Не нравится, не полезно и т.д… — не смотрите и все.

Еще раз всех с Наступившим!

Один комментарий

  • очень близко и к моему интуитивному пониманию жанрового портрета. хочу увидеть еще вами приведенные примеры в цвете. именно в цвете. спасибо большое

Добавить комментарий

Your email is never shared.Обязательные для заполнения поля отмечены *